Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 29 ноября — 2 декабря 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев.
В первый день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г.
Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона.
Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс.
Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского.
Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы.
Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.
Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности РПЦ: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви.
В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, Патриарх Алексий крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда государство практически не предпринимает мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь.
Заключительный раздел доклада посвящен проблеме возрождения православной миссии. Патриарх Алексий затронул и вопрос о богослужении, предложив образовать специальную синодальную комиссию, которая продолжила бы труд, начатый Поместным Собором 1917–1918 гг., по упорядочению богослужебной практики и завершила бы начатое тогда редактирование богослужебных текстов.
Архиерейский Собор принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности в Церкви.
Архиереи РПЦ предупредили бывшего священника Глеба Якунина и монаха Филарета (Денисенко), что в случае продолжения ими антицерковных деяний они будут отлучены от Православной Церкви через анафематствование.
В определении «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» Архиерейский Собор подтвердил «непредпочтительность» для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины, движения и т. д., невозможность для Церкви поддерживать политические партии, союзы и блоки, запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти, признал крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях. Эти запреты не распространяются на мирян.
Архиерейский Собор обратился к государственным органам власти с призывом разработать комплекс законодательных актов, регламентирующих возвращение каноническим учреждениям РПЦ несправедливо отнятого имущества, прежде всего святынь, храмов, икон, освобождение от налогов и предоставление иных финансовых льгот, решение вопроса о религиозном прозелитизме и сектантстве. Собор постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом».
Одним из главных деяний Архиерейского Собора явилось прославление свт. Московского Филарета (Дроздова), священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого в первые дни после Октябрьской революции 1917 г.
Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Особое внимание он уделил также подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II.
Одними из важнейших документов, принятых Священным Синодом в межсоборный период, стали рекомендации Комиссии по канонизации «О порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне», на основании которых в последующие годы проводились многие прославления местных святых.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Богословской комиссии при Священном Синоде РПЦ, созданной 27 декабря 1993 г. и ставшей преемницей Комиссии Священного Синода по христианскому единству, образованной в 1963 г., выступил с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства».
Подробно изложив историю экуменического движения, митрополит Филарет четко обозначил как положительные, так и негативные стороны этого процесса, особо остановившись на неоднозначном отношении православных священнослужителей и мирян к «экуменической молитве о единстве христиан».
В ходе острой полемики по вопросу о взаимоотношениях РПЦ с инославным миром, об участии во Всемирном Совете Церквей, выступавшие отмечали негативные стороны в деятельности ВСЦ, которые уводят Совет далеко от задачи, поставленной при создании этой организации,— соединение Церквей на фундаменте наследия древней Церкви.
В определении «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» Архиерейский Собор поручил Богословской комиссии провести историко-богословское исследование как самого экуменического движения, так и вопросов участия РПЦ в его деятельности, а также изучить вопросы, вызывающие особую тревогу у духовенства РПЦ, в т. ч. вопрос о совместной молитве.
В отчетном докладе, посвященном деятельности Богословской комиссии, особое внимание было уделено итоговому документу Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Церквами, принятому в 1990 г.,— «Второму общему заявлению и предложению Церквам». При этом Комиссией был сделан ряд критических замечаний, связанных главным образом с христологической терминологией в документе.
В принятом на основании этого доклада определении Архиерейского Собора подчеркивалось, что «Второе общее заявление» не может рассматриваться как окончательный документ, Богословской комиссии поручалось его серьезная доработка.
С отчетными докладами на Соборе также выступили исполняющий обязанности председателя Учебного комитета епископ Верейский Евгений и председатель Отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Экономцев). В ходе соборной дискуссии неоднократно со стороны архипастырей звучала критика состояния дел в Отделе религиозного образования и катехизации и Издательском отделе; высказывались предложения о слиянии Отдела религиозного образования с Учебным комитетом; выступавшие поддержали мысль, выраженную в докладе Святейшего Патриарха, о реорганизации порядка церковного управления издательским делом.
По итогам обсуждения Собором были приняты соответствующие определения. Принято было также определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы 9 мая (26 апреля)». Собор издал обращение в связи с началом воссоздания храма Христа Спасителя.
Литература: Архиерейский Собор РПЦ 29 ноября — 2 декабря 1994 г.: Документы. Доклады. М., 1995.
Православная Энциклопедия, т. 3: «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г.»
Протоиерей Владислав Цыпин, С.Л. Кравец
К сведению СМИ 26 июня 2008 г. | 19:16 Москва, 26 июня. 27 июня в пресс-центре состоится итоговая пресс-конференция по результатам работы Архиерейского Собора. 25 июня 2008 г. | 19:47 Москва, 25 июня. 26 июня в пресс-центре Архиерейского Собора состоится брифинг для прессы, на котором выступят управляющий делами Московской Патриархии митрополит Климент и.
Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам демографии (Москва, 2004 г.) Члены Освященного Архиерейского Собора, рассмотрев остро стоящие сегодня вопросы демографии, констатируют: народы наших стран переживают сегодня демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении их численности. Мы убеждены, что такая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами. В первую очередь мы имеем в виду отход от.
Церкви Москва, 24-29 июня 2008 года «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» Определение принято на пленарном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 26 июня 2008 г. Основываясь на пункте 2 определения Освященного Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «Об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в.